Автоматический регулятор тормозных сил
Регулятор тормозных сил автоматически
изменяет давление воздуха в тормозных камерах колес задней тележки в
зависимости от нагрузки, действующей на нее в момент торможения.
Регулятор устанавливают на раме автомобиля. Его рычаг с
помощью тяги 4 (рис. 1) через упругий элемент 5 и штангу 6 соединен
с балками мостов тележки. Упругий элемент предохраняет регулятор от повреждений
при движении на неровных дорогах в случае перемещения моста автомобиля выше
предела допустимого хода рычага регулятора. Упругий элемент установлен на левом
кронштейне тормозной камеры. Ось его наконечника совпадает с осью симметрии
моста.
При сильных толчках и вибрациях, а также при перемещении
моста за пределы допустимого хода рычага регулятора стержень элемента,
преодолевая усилие пружины, поворачивается в корпусе. При этом тяга,
соединяющая упругий элемент с регулятором тормозных сил, остается неподвижной,
а шаровый палец, ввернутый в стержень, поворачивается в наконечнике тяги.
После прекращения действия илы, отклоняющей стержень,
последний под действием пружины возвращается в исходное положение.

Рисунок 1 – Схема
установки регулятора тормозных сил:
1
– лонжерон; 2 – регулятор тормозных сил; 3 – рычаг регулятора; 4 – тяга; 5 –
упругий элемент; 6 – штанга; 7 – компенсатор; 8 – промежуточный мост; 9 –
задний мост; I –
положение рычага при наибольшей осевой нагрузке; II –
положение рычага при наименьшей осевой нагрузке
Внутри регулятора помещен ступенчатый поршень 2 (рис.
2, б) с укрепленной на нем мембраной 5. Края мембраны зажаты между верхней и
нижней половинами корпуса. Внутри поршня выполнено отверстие, в которое
проходит верхний конец толкателя 3, а также имеется клапан 1, под
действием пружины закрывающий отверстие в поршне. В нижней части к толкателю с
помощью поршня 7 поджимается шаровая пята 6, на которую
передается усилие от рычага 4. По трубке 10 под нижний поршень
подается сжатый воздух, обеспечивающий контакт пяты 6 с толкателем 3.
В верхней •части корпуса вставлена неподвижная вставка 12 с
наклонными ребрами 9, нижние кромки которых проходят по границе с
мембраной. Ступенчатый поршень 2 также имеет наклонные ребра 11, нижние
кромки которых хорошо видны на рисунке. Ребра 11 поршня находятся между ребрами
9 неподвижной вставки.
Если поршень 2 находится в верхнем положении, то его
ребра не касаются мембраны. В этом случае средняя часть мембраны опирается на
поршень, а остальная часть прилегает к неподвижным ребрам вставки. Когда
поршень при работе движется вниз, его ребра могут опускаться ниже неподвижных
ребер вставки и по мере опускания все больше будут опираться на мембрану. Таким
образом, пока поршень находится в верхнем положении, его нижняя активная
площадь ограничивается лишь его торцами, так как мембрана лежит на неподвижных
ребрах вставки. При опускании поршня его ребра все больше опираются на мембрану
и его нижняя активная площадь захватывает все большую часть мембраны, т. е.
увеличивается.

Рисунок 2 – Регулятор тормозных сил:
а — в
расторможенном состоянии при максимальной нагрузке на мосты; б — торможение при
большой нагрузке на мосты; в—торможение при минимальной нагрузке на мосты; 1 —
клапан; 2—ступенчатый поршень; 3—толкатель; 4—рычаг;
5—мембрана; 6—шаровая пята; 7—поршень; 8—направляющая толкателя; 9—ребра
неподвижной вставки; 10— соединительная трубка; 11—ребра поршня; 12— неподвижная
вставка; I — вывод к двухсекционному тормозному
крану; II—вывод к тормозным камерам колес тележки;
III—вывод в атмосферу
В расторможенном состоянии вывод I через
двухсекционный тормозной кран соединен с атмосферой. В этом случае ступенчатый
поршень 2 находится в верхнем положении, клапан 1 под действием пружины
закрывает отверстие в поршне, но не доходит до толкателя 3 и тормозные
камеры колес через вывод II, внутреннее отверстие в толкателе и вывод III
сообщаются с атмосферой (рис. 2, а).
При торможении из нижней секции двухсекционного тормозного
крана сжатый воздух поступает через вывод в регулятор и поршень 2 под
действием сжатого воздуха перемещается вниз вместе с клапаном 1. Клапан 1, дойдя
до толкателя 3, закрывает его верхнее отверстие, разобщая вывод II, а следовательно,
и тормозные камеры задних колес с атмосферой. При дальнейшем движении вниз
поршня 2 клапан 1, упираясь в толкатель 3, отходит от седла в
поршне и сжатый воздух из вывода I через образовавшуюся кольцевую щель между толкателем и
поршнем направляется к выводу II и далее в тормозные камеры колес, в результате чего
происходит торможение. Одновременно сжатый воздух
между поршнем 2 и направляющей
8 поступает в полость под мембрану 5 (рис. 2, б).
Когда давление на мембрану снизу будет больше давления сжатого воздуха на ступенчатый поршень 2сверху, поршень 2 поднимется вверх, и
как только клапан 1 сядет
на седло поршня 2, поступление
сжатого воздуха из вывода I в вывод II прекратится.
Таким образом осуществляется следящее
действие.
Соотношение давлений снизу на мембрану и сверху на ступенчатый поршень равно соотношению их активных площадей. Активная площадь верхней стороны поршня постоянна, а активная площадь
мембраны, участвующая в передаче давления на поршень, меняется, как было рассмотрено выше, в зависимости от расположения ребер поршня и неподвижной вставки.
Взаимное расположение поршня и неподвижной вставки зависит
от нагрузки на задние мосты. При максимальной нагрузке, т. е. при сближении
заднего моста и автоматического регулятора, установленного на лонжероне рамы
(см. рис. 1), рычаг 4 (см. рис. 2) будет находиться в верхнем положении.
Для подвода сжатого воздуха к выводу II из вывода I
необходимо незначительное перемещение поршня, при котором его ребра не
опустятся ниже ребер неподвижной вставки. Активная площадь мембраны при этом
будет незначительной, и подъем поршня вверх произойдет при большом давлении
снизу на активную площадь поршня 2, т. е. сжатый воздух в тормозные камеры
будет подаваться под значительным давлением.
При минимальной осевой нагрузке расстояние между задними
мостами и регулятором будет наибольшим. Рычаг 4 опустит толкатель 3 в
самое нижнее положение, и для подачи сжатого воздуха в вывод II
ступенчатый поршень 2 должен максимально опуститься вниз (рис. 2, в).
В этом случае его ребра будут ниже ребер неподвижной вставки и упрутся в
мембрану. Активная площадь мембраны станет максимальной. Максимальной будет и
разность давлений сжатого воздуха, действующего на поршень сверху и снизу, при
которой поршень 2 поднимется вверх, клапан 1 сядет на седло поршня 2 и
поступление сжатого воздуха прекратится. Следовательно, давление сжатого
воздуха в тормозных камерах в этом случае будет значительно меньше. Оно будет в
3 раза меньше давления воздуха, поступающего в вывод I.
При промежуточном положении рычага 4 активная
площадь мембраны, а следовательно, и давление воздуха в тормозных камерах колес
тоже будет иметь какое-то промежуточное значение.
При торможении регулятор тормозных сил автоматически
поддерживает в тормозных камерах давление, обеспечивающее тормозное усилие,
пропорциональное нагрузке на задние мосты.
При растормаживании давление в выводе I
уменьшается. Поршень 2 под действием противодавления снизу поднимается
вверх; при этом вначале клапан 1 садится на седло поршня 2, разобщая выводы
I и II, а затем при дальнейшем движении поршня вверх клапан
отходит от толкателя 3 и воздух из тормозных камер через вывод II, полый
толкатель 3 и вывод III выходит в атмосферу.
|