Звездообразный двигатель - это особенный тип конструкции двигателя
внутреннего сгорания, при котором оси цилиндров расположены в виде
звезды (рис.1). Все цилиндры расположены
приблизительно на одном уровне. Чтобы соединить их с единственной шатунной шейкой
коленчатого вала, необходим составной шатун, на котором укреплены остальные
шатуны.
Рисунок 1
Такой тип конструкции применялся на
самолетах, лодках, а также некоторых транспортных средствах.
Впервые звездообразные двигатели
появились в начале 20 века. Звездообразный двигатель оказался даже несколько
популярнее рядных двигателей в конце 1930–ых годов, но затем оба варианта нашли
свое применение.
Большое количество самолетов тех лет
имело звездообразные двигатели с воздушным охлаждением (рис.2).
Рисунок 2
Известным является и двигатель Curtiss-Wright R-3350 Turbo Compound, 18 цилиндровый с воздушным
охлаждением, мощностью 2500 кВт (рис.3).
Рисунок 3
При воздушном охлаждении второй ряд цилиндров расположен дезаксиально
для достаточного охлаждения (рис.4).
Рисунок 4
Разновидностью звездообразного
двигателя является двигатель, в котором зафиксирован коленчатый вал, в то время
как цилиндры вращаются. В качестве примера можно привести мотоцикл Megola, в переднем колесе которого был установлен
пятицилиндровый звездообразный двигатель (рис.5).
Рисунок 5
Так как сцепление отсутствовало,
то двигатель должен был перезапускаться после каждой остановки подталкиванием
и ехал всегда на одной передаче. Преимуществом здесь было простое
и эффективное охлаждение отдельных цилиндров. Однако, учитывая большие
вращающиеся массы, ухудшалась устойчивость мотоцикла.
|