Наибольшее распространение на автомобилях получили
четырехтактные двигатели как более совершенные по сравнению с двухтактными.
Если сопоставить эти двигатели, то двухтактные имеют следующие преимущества:
·
проще по
устройству вследствие отсутствия клапанов с их приводами;
·
в них меньше
число подготовительных ходов, а следовательно, вал вращается более равномерно,
так как на каждый оборот коленчатого вала приходится рабочий ход;
·
при одинаковых
частотах вращения коленчатых валов и равенстве других параметров двухтактные
двигатели теоретически должны развивать мощность вдвое большую, чем
четырехтактные.
Однако мощность возрастает лишь на 60…65 %, так как
двухтактные двигатели имеют следующие недостатки:
·
часть горючей
смеси теряется через выпускные окна при продувке цилиндра, что вызывает
перерасход топлива и снижает экономичность двигателя;
·
наличие
выпускных и продувочных окон уменьшает рабочий ход поршня;
·
плохая очистка
цилиндра от отработавших газов, в результате чего ухудшается его наполнение
горючей смесью.
Поэтому двухтактные двигатели с кривошипно-камерной
продувкой на автомобилях не применяют, а используют, как правило, на мотоциклах
или в качестве пусковых двигателей на тракторах.
На современных автомобилях применяются как бензиновые
двигатели, так и дизели. Дизели чаще устанавливаются на автомобили повышенной
грузоподъемности, хотя в настоящее время существует тенденция применения
дизелей на автомобилях средней и малой грузоподъемности. Находят применение
дизели и на легковых автомобилях.
В сравнении с бензиновыми двигателями дизели имеют следующие
преимущества:
·
более высокая
топливная экономичность (на 30…40 %);
·
большая величина
(на 15…20 %) крутящего момента при одинаковой мощности двигателя;
·
более низкая
стоимость и меньшая пожароопасность топлива;
·
высокая
надежность вследствие отсутствия системы зажигания;
·
меньшая
токсичность.
К недостаткам дизеля необходимо отнести:
·
большая масса и
размеры при одинаковой с бензиновыми двигателями мощности;
·
более трудный
пуск двигателя, особенно в зимнее время;
·
повышенный
уровень шума при работе;
·
высокая
стоимость топливной аппаратуры;
·
меньшая, по
сравнению с бензиновыми двигателями, литровая мощность;
·
значительные
выбросы с отработавшими газами сажи, которая может быть причиной образования
канцерогенных веществ.
|