Увеличение эффективной мощности
двигателя возможно путем увеличения рабочего объема цилиндра. Мощности
современных автомобильных двигателей таковы, что требуемый рабочий объем может
составить 4…30 дм3. Одноцилиндровый автомобильный двигатель таких
объемов делать нецелесообразно из-за существенных недостатков последнего.
Одноцилиндровые двигатели недостаточно уравновешены; в цилиндре большого объема
большая склонность к детонации (карбюраторный двигатель) и худшее
смесеобразование (дизель); сгорание большого объема рабочей смеси увеличивает
нагрузку на детали КШМ, что ведет к увеличению их размеров, возрастанию сил
инерции и ограничению частоты вращения кривошипа; массивный маховик такого
двигателя уменьшает его приемистость. Автомобильные двигатели делают
многоцилиндровыми, т.е. состоящими из нескольких одноцилиндровых двигателей,
конструктивно объединенных в одно целое. Совокупность кривошипов выполняют в
виде одного изделия, называемого коленчатым валом.
Двигатели современных автомобилей
классифицируются по рабочему объему в определенных диапазонах, устанавливающих
типоразмерность – класс двигателя.
Обозначение модели двигателя
составляют первые пять или шесть цифр десяти – или одиннадцатизначного номера с
точкой для базовых моделей между третьим и четвертым, а для модификаций – между
четвертым и пятым знаками. Например, на автомобилях
ГАЗ-3110 и ГАЗ-3102 устанавливают соответственно двигатели
моделей 402.10 и 4022.10, где 4 – класс двигателя в установленных диапазонах;
02 – порядковый номер базовой модели двигателя; 2 – модификация базовой модели
(при отсутствии модификации этот знак опускается). Точка отделяет номер модели
(модификации) от номера «10» типовой группы – «двигатель».
Классификация и система обозначения
двигателей
Класс двигателя
|
Диапазон рабочего объема двигателя,
л
|
Модель двигателя
|
Рабочий объем двигателя, л
|
Марка автомобиля
|
2
|
0,85…1,1
|
МеМЗ-245.10
|
1,090
|
ЗАЗ-1102
«Таврия»
|
3
|
1,1…1,8
|
УЗАМ-331.10
|
1,480
|
АЗЛК-2141
«Москвич»
|
4
|
1,8…4,0
|
ЗМЗ-402.10
ЗМЗ-4062.10
|
2,445
2,300
|
ГАЗ-3110
«Волга»
|
4
|
1,8…4,0
|
ЗМЗ-4022.10
|
2,500
|
ГАЗ-3102
«Волга»
|
4
|
1,8…4,0
|
ЗМЗ-4061.10
|
|
ГАЗ-3302
«Газель»
|
4
|
1,8…4,0
|
ЗМЗ-4063.10
|
2,300
|
ГАЗ-2217
«Соболь»
|
5
|
4,0…7,0
|
ЗМЗ-511.10
|
4,250
|
ГАЗ-3307
|
5
|
4,0…7,0
|
ЗМЗ-508.10
|
6,000
|
ЗИЛ-431410
|
6
|
7,0…10,0
|
ЗИЛ-645.10
|
8,740
|
ЗИЛ-4331
|
7
|
10,0…15,0
|
КамАЗ-740.10
|
10,850
|
КамАЗ-5320
|
Для обозначения марки двигателя
используют сокращенное название фирмы или акционерного общества – изготовителя
(например, ОАО Мелитопольский моторный завод – МеМЗ, ОАО Уфимский завод
автомобильных моторов – УЗАМ и др.).
Для отличия от бензиновых двигателей
дизелям в диапазоне, начиная с 6-го класса, даны номера моделей во втором и
третьем знаках индекса моделей, начиная с 040, например, ЗИЛ-645.10 или
КамАЗ-740.10.
Цифровое обозначение модели двигателя
представляет собой только составную часть полного обозначения составляющих его
узлов и деталей, предусмотренных группой 10 – «двигатель». Полное обозначение
двигателя, например УЗАМ-331.10,в сборе с масляным насосом имеет десятизначное
число: 331.1011052, где после группы 10 указан номер типовой подгруппы 11 –
«смазочный насос», а последние три цифры означают номер детали – 052 (в данном
случае – крышка корпуса смазочного насоса).
Таким образом, в общем случае после номера группы 10
«двигатель» первые две цифры пятизначного числа означают номер сборочной
подгруппы, а последние три цифры – номер детали по каталогу запасных частей,
который является руководящим техническим материалом при составлении заявок на
запасные части.
|