Эффективность работы двигателя оценивается, как правило,
мощностью, экономичностью и токсичностью отработавших газов. Экономичность
характеризуется расходом топлива, затрачиваемого на получение единицы мощности.
Токсичность определяется количеством вредных для окружающей среды и человека
веществ, выбрасываемых в атмосферу с отработавшими газами.
Теплота, выделяемая при сгорании топлива не полностью
переходит в полезную работу. Частично теплота отводится системой охлаждения в
атмосферу, частично выводится из двигателя с отработавшими газами и только
40…48 % преобразуется в полезную работу.
Полезная работа, совершаемая за один цикл внутри цилиндра
двигателя в процессе расширения, называется индикаторной. Чтобы оценить
мощность, развиваемую двигателем, необходимо работу за цикл сопоставить с
числом циклов, происходящих в единицу времени, числом цилиндров двигателя и
средним давлением за цикл:
,
где -
мощность двигателя, кВт;
-
индикаторное давление (среднее условное давление в цилиндре за цикл), МПа;
-
частота вращения коленчатого вала двигателя, 1/мин;
-
рабочий объем одного цилиндра, л;
- тактность двигателя;
- число цилиндров.
Часть индикаторной мощности затрачивается на преодоление
трения в кривошипно-шатунном механизме, на привод вспомогательных механизмов
(механизма газораспределения, топливного насоса и др.), на совершение
газообмена в двигателе, т.е. на впуск и выпуск. Эти затраты индикаторной
мощности определяются как мощность механических потерь, которая
составляет обычно 10…12 % индикаторной мощности и определяет совершенство конструкции
двигателя.
Полезная мощность, которую можно получить на коленчатом
валу, называется эффективной.
Экономичность рабочего цикла оценивается индикаторным КПД,
представляющим собой отношение теплоты ,
преобразованной в индикаторную работу, к общему количеству теплоты ,
подведенной за цикл:
.
Более экономично протекает цикл в дизеле =0,42…0,48,
у бензиновых двигателей =0,28…0,39.
Вследствие потери части теплоты на преодоление механических
потерь индикаторный КПД снижается на величину механического КПД,
оцениваемого преобразованием индикаторной мощности в эффективную:
.
Оценка количества теплоты, преобразованной в эквивалентную
эффективную работу, определяется эффективным КПД:
,
где -
количество теплоты, преобразованной в эффективную работу.
Эффективный КПД для дизеля =0,35…0,40,
для бензиновых двигателей =0,25…0,33.
Расход топлива на единицу эффективной мощности оценивается удельным
эффективным расходом топлива:
,
где -
часовой расход топлива, кг/ч.
По удельному расходу можно сравнивать экономичность
двигателей независимо от их типа, тактности, числа цилиндров и т.д. У дизелей в
среднем =240…260
г/кВт·ч, у бензиновых двигателей =300…320
г/кВт·ч. Одним из показателей совершенства конструкции, оценивающим
использование рабочего объема цилиндра, является литровая мощность, т.е.
мощность, приходящая на 1 л рабочего объема.
В процессе сгорания топлива в цилиндре двигателя при высоких
температурах и давлениях проходят окислительные реакции, сопровождающиеся
образованием веществ, образующих отработавшие газы.
Кроме продуктов полного сгорания (углекислого газа и паров
воды) в выпускных газах в небольших количествах содержаться токсичные вещества.
К ним относятся продукты неполного сгорания топлива: оксид углерода СО, углеводороды
различного состава СН, а также оксиды азота NOx и сажа.
|