Рабочим циклом двигателя внутреннего сгорания называют совокупность процессов,
повторяющихся в цилиндре в такой последовательности: впуск свежего
заряда, сжатие, расширение или рабочий ход, выпуск.
Цикл
может быть осуществлен либо за четыре, либо за два такта. В первом
случае цикл называется четырехтактным, во втором – двухтактным.
Рабочий цикл поршневого двигателя проходит по одной из двух
схем, представленных на рис.1. На схеме, изображенной на рис.1,а,
представлен рабочий цикл с внешним смесеобразованием (бензиновые
и газовые двигатели), а на рис.1,б – рабочий цикл с внутренним
смесеобразованием (дизели и бензиновые с непосредственным впрыском).
Рисунок 1 – Схемы рабочего цикла двигателей
а) с внешним смесеобразованием; б) с внутренним смесеобразованием
Рабочий цикл четырехтактного
бензинового двигателя
При рассмотрении цикла условно принять, что начало рабочего
цикла совпадает с ВМТ, а каждый такт начинается и заканчивается
в одной из мертвых точек.
|
Первый такт – впуск
При вращении коленчатого вала (по направлению стрелки) поршень
перемещается из ВМТ в НМТ, впускной клапан открывается,
выпускной клапан закрыт. Через открытый клапан цилиндр
соединяется с системой впуска. Вследствие гидравлического
сопротивления впускного трубопровода, впускного клапана
и увеличения объема при перемещении поршня давление в
цилиндре становится меньше атмосферного и воздух поступает
в цилиндр. Горючая смесь, состоящая из паров мелкораспыленного
топлива и воздуха, поступает под действием разряжения
из впускного трубопровода в цилиндр, где смешивается с
небольшим количеством остаточных газов, оставшихся от
предыдущего цикла, и образует рабочую смесь.
При подходе поршня к НМТ давление в цилиндре на 0,01…0,02
МПа меньше атмосферного, а температура смеси вследствие
подогрева от контакта с нагретыми деталями двигателя и
перемешивания с отработавшими газами повышается до 350…390
К.
|
|
Второй такт – сжатие
Такт впуска заканчивается, когда поршень приходит в НМТ.
При дальнейшем повороте коленчатого вала поршень перемещается
из НМТ в ВМТ и сжимает рабочую смесь. В течение такта
сжатия оба клапана остаются закрытыми.
Объем смеси при сжатии уменьшается, а давление внутри цилиндра
увеличивается и достигает (в зависимости от степени сжатия)
1,0…1,5 МПа, а температура 600…650 К.
Для наилучшего использования теплоты, выделяющейся при сгорании,
необходимо, чтобы сгорание топлива заканчивалось при положении
поршня, возможно близком к ВМТ. Поэтому воспламенение
топлива в бензиновых двигателях, осуществляемое электрической
искрой, обычно производится до прихода поршня к ВМТ.
|
|
Третий такт – расширение или рабочий ход
Оба клапана закрыты. Сжатая рабочая смесь воспламеняется
и быстро сгорает, образуя большое количество горячих газов,
вследствие чего в цилиндре резко увеличиваются температура
и давление. Под действием давления газов поршень перемещается
к НМТ, газы расширяются и совершают полезную работу.
В начале расширения давление составляет 3…4 МПа, температура
2300…2500 К, а при подходе поршня к НМТ, вследствие увеличения
объема, давление снижается до 0,3…0,5 МПа, а температура
составляет 1200…1500 К.
|
|
Четвертый такт – выпуск
Поршень перемещается от НМТ к ВМТ. Через открытый выпускной
клапан отработавшие газы выталкиваются из цилиндра в выпускной
трубопровод и в атмосферу.
При такте выпуска не достигается полная очистка цилиндра
от отработавших газов, поэтому в конце выпуска давление
в цилиндре составляет 0,105…0,120 МПа, а температура 700…900
К.
После окончания такта выпуска рабочий цикл повторяется в
рассмотренной выше последовательности.
|
Только при такте расширения совершается полезная работа, а
остальные такты являются вспомогательными и поршень при этих тактах
перемещается за счет энергии вращающегося коленчатого вала с маховиком
и работы других цилиндров (в многоцилиндровых двигателя).
Рабочий цикл четырехтактного
дизеля
Рабочий цикл четырехтактного дизеля, как и рабочий цикл четырехтактного
бензинового двигателя, состоит из четырех повторяющихся тактов:
впуска, сжатия, расширения газов или рабочего хода и выпуска.
Однако рабочий цикл дизеля существенно отличается от рабочего
цикла бензинового двигателя. В цилиндр дизеля поступает чистый
воздух, а не горючая смесь. Воздух сжимается с высокой степенью
сжатия, вследствие чего значительно повышается его давление и
температура. В конце сжатия в нагретый воздух из форсунки впрыскивается
мелкораспыленное топливо, воспламеняющееся не от электрической
искры, а от соприкосновения с горячим воздухом.
|
Первый такт – впуск
При движении поршня от ВМТ к НМТ давление в цилиндре снижается
вследствие гидравлического сопротивления воздухоочистителя,
впускного трубопровода и через открытый впускной клапан
в цилиндр поступает очищенный воздух. Воздух перемешивается
с небольшим количеством оставшихся от предыдущего цикла
отработавших газов, температура его повышается, но меньше,
чем в бензиновом двигателе, так как количество остаточных
газов в цилиндре дизеля меньше, чем в бензиновом двигателе.
Кроме того, подогрев воздуха происходит и от контакта с
нагретыми деталями двигателя, и в конце такта впуска температура
воздуха достигает 320…350 К, а давление 0,08…0,09 МПа.
|
|
Второй такт – сжатие
Поршень движется от НМТ к ВМТ, впускной и выпускной клапаны
закрыты. Давление и температура воздуха увеличиваются и
при подходе поршня к ВМТ составляют: давление 4,0…5,5 МПа,
а температура 850…1000 К. В конце такта сжатия с помощью
насоса через форсунку в цилиндр под высоким давлением впрыскивается
мелкораспыленное топливо. Давление впрыскивания составляет
13,0…18,5 МПа. Топливо от соприкосновения с нагретым воздухом
испаряется, его пары перемешиваются с воздухом и воспламеняются.
|
|
Третий такт – расширение или рабочий ход
При сгорании топлива, вследствие подвода большого количества
теплоты, резко увеличивается давление и температура образовавшихся
газов.
В начале такта расширения давление газов составляет 6,0…8,0
МПа, а температура 2100…2300 К.
Под действием давления поршень из ВМТ перемещается в НМТ,
совершая полезную работу. Объем цилиндра увеличивается,
давление и температура газов снижаются и при подходе поршня
к НМТ составляют: давление 0,2…0,4 МПа, температура 800…1200
К.
|
|
Четвертый такт – выпуск
Поршень перемещается от НМТ к ВМТ. Через открытый выпускной
клапан отработавшие газы выталкиваются через выпускной трубопровод
в атмосферу.
В конце такта выпуска давление газов 0,11…0,12 МПа, температура
800…900 К.
После такта выпуска рабочий цикл дизеля повторяется.
|
Рабочий цикл двухтактного
карбюраторного двигателя
В двухтактных двигателях время, отводимое на рабочий цикл,
используется более полно, так как процессы впуска и выпуска совмещены
по времени с процессами сжатия и расширения. В отличие от четырехтактного
двигателя очистка цилиндра от отработавших газов и наполнение
его свежим зарядом происходит при положении поршня вблизи НМТ.
При этом очистка цилиндра от отработавших газов осуществляется
не выталкиванием их поршнем, а предварительно сжатым до определенного
давления воздухом или горючей смесью.
На рис.2 представлена схема двухтактного карбюраторного двигателя
с кривошипно-камерной продувкой.
Рисунок 2 – Схема двухтактного карбюраторного двигателя
1 – впускное окно; 2 – выпускное окно; 3 – свеча зажигания;
4 – цилиндр; 5 - поршень; 6 – перепускное окно; 7 – канал; 8 –
герметичный картер
В этом двигателе нет специального механизма газораспределения.
Вместо него цилиндр имеет окна: впускное окно 1, соединяющее цилиндр
с карбюратором; выпускное окно 2 и перепускное окно 6, соединяющее
цилиндр с герметичным картером при помощи канала 7. Перемещающийся
внутри цилиндра поршень в определенной последовательности открывает
и закрывает окна, выполняя функции механизма газораспределения.
В цилиндр двухтактного двигателя с кривошипно-камерной продувкой
горючая смесь поступает через картер. Для подготовки двигателя
к работе необходимо сделать два подготовительных хода: первый
– впуск горючей смеси в картер; второй – перепуск горючей смеси
из картера в цилиндр.
|
Первый такт
Поршень 5 перемещается снизу вверх и боковой поверхностью
сначала закрывает перепускное окно 6, а затем и выпускное
2. В цилиндре происходит сжатие рабочей смеси, а в картер
вследствие разряжения из карбюратора поступает горючая смесь.
При подходе поршня к ВМТ между электродами свечи зажигания
появляется электрическая искра, в результате чего рабочая
смесь в цилиндре воспламеняется и сгорает.
|
|
Второй такт
Образовавшиеся
горячие газы расширяются и давят на поршень, вследствие
чего он опускается вниз, совершая рабочий ход. В конце рабочего
хода поршень сначала открывает выпускное окно 2, и отработавшие
газы из цилиндра через глушитель выходят в атмосферу. Опускаясь
ниже, поршень открывает перепускное окно 6, и горючая смесь
по каналу 7 поступает в цилиндр, заполняет его и вытесняет
отработавшие газы. Незначительная часть горючей смеси вместе
с отработавшими газами выходит в атмосферу и не принимает
участия в рабочем цикле.
|
Примечание: Параметры цикла (давление и температура) соответствуют
параметрам четырехтактного бензинового двигателя.
Двухтактные двигатели, работающие по данной схеме газообмена,
имеют сухой картер, т.е. в картере отсутствует смазочный материал.
Для смазывания трущихся деталей двигателя смазочный материал добавляют
к топливу в пропорции 1:20 по объему. Следовательно, горючая смесь
в виде воздуха, топлива и масла обеспечивает при своем движении
одновременно и смазку двигателя.
На рис.3 показан принцип действия четырех- и двухтактного двигателя
внутреннего сгорания.
|
|
Четырехтактный двигатель
|
Двухтактный двигатель
|
Рисунок 3 – Принцип действия двигателя внутреннего сгорания
|