Двигатель
внутреннего сгорания состоит из механизмов и систем, выполняющих
различные функции. Рассмотрим устройство и принцип работы двигателя
внутреннего сгорания на примере четырехтактного одноцилиндрового
карбюраторного двигателя (рис.1).
Рисунок 1 – Схема четырехтактного одноцилиндрового
карбюраторного двигателя
а) продольный разрез; б) поперечный разрез
1 - головка цилиндра; 2 - цилиндр; 3 - поршень; 4 -
поршневые кольца; 5 - поршневой палец; 6 - шатун; 7 - коленчатый
вал; 8 - маховик; 9 - распределительный вал; 10 - кулачок распределительного
вала; 11 - рычаг; 12 - клапан; 13 - свеча зажигания
В
цилиндре 2 находится поршень с поршневыми кольцами, соединенный
с коленчатым валом 7 шатуном 6. При вращении коленчатого вала
поршень совершает возвратно-поступательное движение. Одновременно
с коленчатым валом вращается распределительный вал 9, который
через промежуточные детали (рычаг 11) механизма газораспределения
открывает или закрывает впускные и выпускные клапаны. Когда поршень
опускается вниз, открывается впускной клапан, и в цилиндр поступает
(за счет разряжения) горючая смесь (мелкораспыленное топливо и
воздух), приготовленная в карбюраторе, которая при движении поршня
вверх сжимается.
В
работающем двигателе при появлении электрической искры между электродами
свечи зажигания 13 смесь, сжатая в цилиндре, воспламеняется и
сгорает. Вследствие этого образуются газы, имеющие высокую температуру
и большое давление. Под давлением расширяющихся газов поршень
опускается вниз и через шатун приводит во вращение коленчатый
вал. Так преобразуется прямолинейное возвратно-поступательное
движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. При
открытии выпускного клапана и при движении поршня вверх из цилиндра
удаляются отработавшие газы.