Система резонансного
наддува фактически не является искусственным методом нагнетания
воздуха. Идея основана на том факте, что для лучшего наполнения
цилиндров необходимо обеспечить избыточное давление перед впускным
клапаном непосредственно в момент его открытия. А стало быть, нужно
просто «оседлать» волну сжатия, а именно так ведет себя воздух во
впускном коллекторе при работе двигателя: чередование приливов и
отливов. С изменением оборотов амплитуда этих колебаний меняется.
И для того, чтобы «поймать» волну, нужно менять длину впускного
коллектора. Поначалу пошли по довольно примитивному по смыслу, но
довольно сложному по воплощению пути: несколько воздуховодов разной
длины и клапана, открывающие тот или иной канал. При низкой частоте вращения
воздух идет по более длинному тонкому трубопроводу, при высокой
– по короткому толстому трубопроводу. Переключение осуществляется
с помощью электромагнитных клапанов.
На рис.1,а показана работа
системы для получения максимального крутящего момента, а на рис.1,б
– для получения максимальной мощности.
а)
б)
Рисунок
1
В настоящее время эта
идея нашла свое логическое воплощение в устройствах впускного коллектора
переменной длины. Например, компания BMW применяет устройство, которое
обеспечивает изменение длины впускного тракта (рис.2). Разумеется,
это не полноценная замена наддуву, но определенная выгода от этого
есть. И энергии мотора на такой «нагнетатель» практически не тратится.
Рисунок
2
|