Нагнетатель с волновым обменником давления COMPREX
Говоря о нагнетателях,
нельзя не сказать об одной очень интересной разработке, объединяющей
и энергию выхлопных газов, и механический привод от коленчатого
вала. Идею использования принципа волнового ротора впервые в 1942
г. предложил Клод Сейппел из Brown Boveri Company (BBC), Швейцария.
Легковой автомобиль Mazda 626 Capella был первой машиной, на которой
устанавливался COMPREX (COMPRession-EXpansion – сжатие-расширение)
в качестве компрессора для дизельного мотора. Ford Motor Company
и Caterpillar прорабатывали проекты с использованием нагнетателя
подобного типа. Именно на дизельных моторах это устройство работало
особенно хорошо. Принципиальная идея волнового обменника такова.
Сердцем конструкции является цилиндрический ячеистый ротор, имеющий
множество сквозных, продольных каналов (рис.1).
Рисунок
1 - Принципиальная схема и развернутая диаграмма работы волнового
обменника
С одного торца к нему подходит воздух,
а с другого – выхлопные газы. Ротор вращается приводом от коленчатого
вала. С торцов его прикрывают заслонки, имеющие расположенные особым
образом перепускные отверстия. Процесс сжатия выглядит следующим
образом. Воздух с одного конца заполняет каналы ротора, ротор проворачивается;
с другого конца в те же каналы подаются выхлопные газы. Сама работа
ДВС придает выхлопным газам определенное давление. Это давление
и сжимает свежий воздух. Далее, ротор снова проворачивается, и уже
сжатый воздушный заряд проходит во впускной коллектор. Процесс происходит
непрерывно. Ротор вращается с определенной скоростью, задаваемой
оборотами двигателя и передаточным числом привода. Разумеется, необходим
интеркулер, поскольку воздух от прямого контакта с выхлопными газами
нагревается особенно сильно. Некоторый замес выхлопных газов в воздух
для дизельного двигателя только в плюс, поскольку это обеспечивает
необходимую рециркуляцию и снижает токсичность дизеля. Одним из
основных преимуществ волнового нагнетателя было то, что, в отличие
от механических нагнетателей, его обороты были куда ниже, а в отличие
от турбонагнетателей – у волнового отсутствовал эффект «турбоямы»
и рабочий диапазон не ограничивался лишь высокими оборотами. В 90-е
годы прошлого века двигатели Mazda, оборудованные волновым нагнетателем,
по показателю крутящего момента превосходили аналогичные турбодизели
(рис.2).
Рисунок 2 - Нагнетатель
COMPREX автомобиля Мазда-626
Однако в 1997 г. производство машин
с компрессором COMPREX было свернуто. Турбины стали более совершенными.
Но работы по волновым нагнетателям рядом западных компаний ведутся
и сейчас.
|