2.8.
Подбор технологического оборудования
Технологическое
оборудование по производственному назначению подразделяется на основное
(станочное, демонтажно-монтажное и т. д.), комплектное, подъемно-осмотровое,
подъемно-транспортное, общего назначения (стеллажи, верстаки и т.д.),
складское.
Методика
расчета (подбора) количества оборудования определяется его типом,
назначением, степенью использования.
Количество
основного оборудования может быть определено или по трудоемкости
работ, выполняемых на нем, или по производительности оборудования.
При
расчете по трудоемкости число единиц основного оборудования определяется
из выражения:
(59)
где - годовой объем работ по данному виду оборудования, чел.-ч;
- число дней работы оборудования
в году;
- продолжительность
рабочей смены, ч;
- число рабочих смен;
- число рабочих, одновременно работающих на данном виде оборудования;
-
коэффициент использования оборудования по времени (определяется
как отношение времени работы оборудования в течение смены к общей
продолжительности смены).
Коэффициент
использования оборудования зависит от вида и назначения оборудования
и в условиях работы АТП принимается равным 0,75 - 0,9.
По
трудоемкости работ может определяться, например, потребность в станочном
оборудовании. При этом количество станков рассчитывают по видам.
Исходя из практики устанавливаются соотношения объемов основных
видов станочных работ: токарные — 60 %, фрезерные — 12, строгальные
- 5, шлифовальные - 10, заточные - 8, сверлильные - 5 %.
Согласно ОНТП-01-91, коэффициенты загрузки основного технологического
оборудования должны составлять не ниже:
· для моечно-уборочного, диагностического, контрольно-испытательного-0,5;
· для окрасочно-сушильного, кузнечно-прессового, сварочного,
кузовного - 0,6;
· для металлообрабатывающего, деревообрабатывающего, разборочно-сборочного
- 0,7.
Число
единиц оборудования, используемого периодически, устанавливается
комплектом по табелю оборудования для данного производственного
подразделения. Так подбирается оборудование для карбюраторного,
электротехнического, аккумуляторного участков.
Число
единиц подъемно-осмотрового, подъемно-транспортного оборудования
зависит от количества и специализации постов ТО и ТР, линий ТО,
уровня механизации производственных процессов.
Количество
производственного инвентаря (верстаков, стеллажей и др.) определяется
по числу работающих в наиболее загруженной смене.
Количество
складского оборудования рассчитывается по номенклатуре и размерам
складских запасов.
Для
подбора оборудования по номенклатуре и количеству используются табели
технологического оборудования и специализированного инструмента
для автотранспортных предприятий, нормокомплекты технологического
оборудования для зон и участков АТП различной мощности, каталоги,
справочники.
Номенклатура
и количество технологического оборудования, приведенные в этих источниках,
могут корректироваться с учетом конкретных условий работы проектируемого
предприятия (режим работы производства ТО, ТР, число постов и т.
д.)
Модели
технологического оборудования следует уточнять по номенклатурным
каталогам заводов-изготовителей и типажам перспективных типов гаражного
оборудования, намечаемого к производству.
Рассчитанное
и подобранное оборудование заносится в ведомость:
Ведомость
технологического оборудования
№
№
п/п
|
Наименование
|
Тип,
модель, краткая характеристика
|
Число
единиц
|
Габаритные
размеры, мм
|
Площадь,
м2
|
единицы
|
общая
|
1
…
10
|
Шиномонтажный
стенд для грузовых автомобилей
………
Стеллаж
для шин и колес
|
Ш
513М
Стационарный,
электромеханический. Максимальный диаметр колеса 1940 мм,
максимальная ширина колеса 800 мм. Потребляемая мощность
3,7 кВт.
Р-528
Собственного
изготовления
|
1
2
|
1650×1500×
1000
2150×900×
2500
|
2,48
1,94
|
2,48
3,88
|
|
Итого:
|
|
19
|
|
10,74
|
12,68
|
Графа
«Площадь общая» заполняется в том случае, если оборудование занимает
площадь пола (верстак, стенд, стеллаж и т.д.) и не заполняется,
если оборудование устанавливается на верстаках или хранится в шкафах,
на стеллажах.
2.9.
Определение площади проектируемого подразделения
Площади
производственных помещений рассчитывают:
- По
удельной площади на единицу оборудования (способ применяется при
предварительных расчетах на стадии выбора объемно-планировочного
решения);
- Графически-планировочным
способом (пользуются при разработке планировочных решений зон
и участков).
Для
расчета площадей зон ТО и ТР по удельным площадям используется формула:
(60)
где
- площадь, занимаемая автомобилем в плане,
м2;
- число постов в зоне;
- суммарная площадь горизонтальное проекции
оборудования, размещенного вне территории, занятой постами, м2;
- коэффициент плотности расстановки постов и
оборудования.
Значение
зависит от габаритов автомобиля, расположения
постов и их оборудования. При одностороннем расположении постов
значение принимается равным 6 …7, при двухстороннем и
поточном методе обслуживания – 4…5. Для крупногабаритного подвижного
состава берутся меньшие значения .
При
выполнении технологической планировки зон ТО и ТР их площади уточняются
графическим способом. Это достигается путем изображения в масштабе
постов ТО и ТР и мест ожидания с соблюдением нормативных расстояний
между автомобилями, оборудованием и элементами здания (Приложение
20), а также ширины внутренних проездов (Приложение
21).
Для
расчета площадей производственных участков по удельным площадям
используется формула:
(61)
где
- суммарная площадь, занимаемая оборудованием
в плане, м2;
Коэффициент
плотности расстановки оборудования выбирается по Приложению
18.
При
определении площади участка, куда предусматривается заезд автомобиля,
расчет осуществляется по следующей формуле:
(62)
Уточненный
расчет площадей производственных участков осуществляется графическим
путем при разработке планировочных решений с учетом норм расстановки
оборудования. (Приложение
22)
2.10.
Технологическая карта
Технологическая
карта выполняется по форме СтП05-78 на работы согласно заданию.
Время
каждой операции определено нормированием с учетом типовых технологических
карт. При отсутствии последних время устанавливается путем хронометража
на рабочем посту.
В
курсовых проектах технологические карты (кроме операционных) могут
составляться также на:
- Специализированный
пост ТО (постовая карта);
- Пост
диагностирования (карта диагностирования Д-1 или Д-2);
- Определенный
вид работ ТО, ТР или диагностирования (часть постовых работ);
- Операцию
ТО, ремонта (операционная).
Формулировка
операций и переходов в технологической карте должна указываться
в строгой технологической последовательности, кратко, глаголы ставятся
в повелительном наклонении, например, «Расшплинтовать», «Отвернуть
контргайку» и т.д.
Технологическая
карта выполняется на бумаге формата А4. Размеры колонок принимаются
самостоятельно.
Пример
выполнения технологической карты
Технологическая карта
операционная на
ТО-2 системы питания
указать: операционная или постовая наименование
технического объекта
автомобиля
ЗИЛ-431410 трудоемкость
работ 25,15 чел.-мин
тип, марка
количество
исполнителей 1 специальность,
разряд карбюраторщик, 3 р.
№
№
опер. |
Наименование
операций |
Количество мест или
точек
обслуживания |
Оборудование
и инструмент |
Норма времени, мин |
Технические
требования и
указания |
1 |
Проверить
осмотром состояние и герметичность карбюратора, воздушного
фильтра, гофрированного патрубка, топливного насоса, фильтра
тонкой очистки, топливного бака, фильтра-отстойника топлива
и соединений трубопроводов |
8 |
--- |
3,50 |
Подтекание
топлива в приборах и топливопроводах системы питания не
допускается. Топливопроводы не должны иметь погнутостей
и трещин. |
2 |
При
необходимости устранить неисправности и нарушение герметичности
в приборах и соединениях топливопроводов системы |
48 |
Ключи гаечные 12, 14, 17 и 19 мм; отвертка 8 мм; пассатижи |
3,95 |
Подтекание
топлива из приборов и соединений топливопроводов системы
питания устраняется подтяжкой гаек или заменой отдельных
элементов соединений |
3 |
Проверить
действие ножного и ручного приводов дросселей и воздушной
заслонки карбюратора, полноту их закрывания и открывания |
4 |
Линейка |
2,30 |
Педаль
управления дросселем должна перемещаться без заеданий и
трения о пол кабины и не доходить до пола при полном открытии
дросселя на 3…5 мм. Зазор между зажимом троса ручного привода
дросселей и кронштейном, укрепленном на тяге, должен быть
равен 2…3 мм при полностью выдвинутой кнопке.
Зазор
между торцом кнопки ручного управления приводом воздушной
заслонки и щитком кабины при полностью открытой воздушной
заслонке должен быть равен 2…3 мм. |
4 |
При
необходимости отрегулировать длину тяг привода и воздушной
заслонки и дросселей карбюратора |
2 |
Ключи гаечные 10 и 12 мм; отвертка 6 мм; пассатижи. |
2,00 |
Ножной
привод регулируют при помощи резьбовой вилки и тяги. Ручной
привод дросселей регулируют зажимом. |
5 |
Проверить уровень
топлива в поплавковой камере карбюратора |
1 |
Ключи гаечные 14 и 17 мм; отвертка 6 мм; уровнемерная
трубка |
2,70 |
Для
проверки уровня топлива отвернуть контрольную пробку и через
отверстие, расположенное на высоте глаз, наблюдать за уровнем.
При правильно отрегулированном уровне топливо будет видно,
но оно не должно вытекать из отверстия. Проверку производить
при работающем двигателе при малой частоте вращения в режиме
холостого хода. Уровень топлива в поплавковой камере карбюратора
должен быть на 18…19 мм ниже линии разъема поплавковой камеры
с ее крышкой. |
6 |
При
необходимости отрегулировать уровень топлива в поплавковой
камере карбюратора |
1 |
Ключи гаечные 14 и 17 мм; отвертка 6 мм; уровнемерная
трубка |
2,50 |
Для
получения правильной величины уровня топлива в поплавковой
камере необходимо отрегулировать установку корпуса игольчатого
клапан. Регулировка производиться прокладками, устанавливаемыми
под клапан. Расстояние от верхней сферы клапан до плоскости
корпуса карбюратора должно быть 13,3…13,8 мм..
Если
уровень топлива таким образом отрегулировать не удается,
то допускается подгибка кронштейна поплавка |
7 |
Проверить
легкость пуска двигателя и его работу |
--- |
Отвертка 6 мм |
8,20 |
Правильно
отрегулированный карбюратор должен обеспечивать устойчивую
работу двигателя в режиме холостого хода при 400 об/мин
коленчатого вала и не останавливаться при переходе на малую
частоту вращения с режима средней и большой частоты вращения
коленчатого вала двигателя. Холостой ход регулируют на прогретом
двигателе и при исправной системе питания и зажигания упорным
винтом, ограничивающим закрытие дросселя, и двумя винтами,
изменяющими состав горючей смеси. При завертывании винта
смесь обедняется, а при отвертывании обогащается. |
Назад | Дальше
|