2.7.
Проектирование производственных подразделений
2.7.1.
Расчет количества
постов и поточных линий ЕО
Режим
работы зоны ЕО зависит от режима работы подвижного состава на линии.
Преимущественно ЕО выполняется в межсменное время в 1; 1,5 или 2
смены.
Уборочно-моечные
работы ЕО на небольших АТП выполняются на тупиковых или проездных
постах. При наличии в парке более 50 автомобилей мойка их осуществляется
механизированным способом. На средних и крупных АТП уборочно-моечные
работы выполняются, как правило, на поточных линиях, с применением
механизированных установок для мойки и сушки автомобилей.
Количество
рабочих постов по видам работ ЕО, кроме механизированных моечных,
рассчитывается по формуле:
(46)
где
- доля работ данного вида в общем объеме работ ЕО; (Приложение 11)
- коэффициент резервирования постов для компенсации неравномерной загрузки;
(Приложение 13)
- число рабочих дней в году зоны ЕО;
- продолжительность выполнения данного вида
работ в течение рабочей смены, ч;
- число смен работы в сутки; (Приложение 10)
- численность рабочих, одновременно работающих
на одном посту, чел; (Приложение 14)
- коэффициент использования рабочего времени.
(Приложение 15)
Количество
механизированных моечных и сушильных постов определяется по формуле:
(47)
где
- суточная программа ЕО;
- коэффициент пикового возврата подвижного
состава;
=0,7;
- продолжительность работы поста (принимается
равной продолжительности пикового возвращения подвижного состава
в АТП), ч; (Приложение 16)
- часовая пропускная способность моечной
установки (принимается по паспортной характеристике или 15-20 –
для грузовых автомобилей, 30-40 – для легковых, 30-50 – для автобусов).
Зависит от длины автомобиля и скорости конвейера.
Методика
расчета количества линий ЕО (для ЕО принимаются линии непрерывного
действия) определяется уровнем механизации работ, выполняемых на
линии.
В
случае, когда на линии выполняются работы только полностью механизированным
способом, количество линий определяется числом основных (моечных)
установок. Их количество рассчитывается по формуле (47).
Если
же на линии наряду с работами, выполняемыми с помощью механизированных
установок, предусматриваются и работы, выполняемые вручную, количество
линий определяется по выражению:
(48)
где
- такт линии, мин;
- ритм производства ЕО, мин.
Такт
работы линии рассчитывается по формуле:
(49)
где
- габаритная длина автомобиля, м;
- расстояние между автомобилями на постах
поточной линии, м;
- скорость конвейера, которая назначается с
таким расчетом, чтобы обеспечить возможность выполнения работ вручную
на движущемся автомобиле;
=2…3 м/мин.
Ритм
производства определяется по формуле:
(50)
где
- продолжительность работы зоны в течение смены,
ч.
Число
постов на поточной линии ЕО принимается по технологическим соображениям
от трех до четырех.
В
первом случае каждый из трех постов специализируется на работах:
уборочных, моечных, обтирочных и дозаправочных, во втором случае
дозаправочные работы могут выполняться на отдельном посту.
2.7.2.
Расчет
количества постов и линий ТО
Первое
и второе техническое обслуживание могут производится на поточных
линиях или на индивидуальных специализированных постах.
Количество
постов ТО-1 и ТО-2 определяется по формуле:
(51)
где
- годовой объем работ по видам ТО, чел.-ч.
После
определения количества постов решается вопрос о выборе метода производства
ТО-1 и ТО-2: на отдельных постах или поточных линиях.
При
этом следует руководствоваться следующими рекомендациями: поточный
метод для ТО-1 рекомендуется при расчетном количестве постов 3 и
более для одиночных автомобилей и 2 и более для автопоездов, для
ТО-2 – соответственно 4 и более и 3 и более.
При
выборе поточного метода производства рассчитывается количество линий.
Расчет ведется исходя из ритма производства и такта линии.
Ритм
производства определяется из выражения:
(52)
где
- суточная программа данного вида ТО.
Такт
работы линии (для ТО применяются линии периодического действия)
определяется из выражения:
(53)
где
- скорректированная трудоемкость работ по ТО-1
и ТО-2, выполняемых на линии;
- общее число явочных рабочих на линии, чел;
- среднее число рабочих на посту линии; (Приложение 14)
- число постов на линии (устанавливается исходя
из объема и содержания работ, их технологической последовательности,
возможной специализации постов);
- время передвижения автомобиля с поста на
пост, мин.
Определяется
из выражения:
(54)
где
- скорость конвейера, м/мин, принимается по
технической характеристике конвейера (=10…15 м/мин).
- расстояние между автомобилями на постах,
м.
Принимается
равным не менее 1,2 м для автомобилей первой категории, 1,5 – второй
и третьей категории, 2,0 м – для четвертой категории.
Полученное
расчетное число линий должно быть целым или близким к нему. Допускается
отклонение не более 10 %. Если указанное условие не удовлетворяется,
то производят перерасчет такта линии.
При
наличии в парке нескольких групп технологически совместимых автомобилей,
когда производственная программа недостаточна для организации отдельных
поточных линий для каждой группы, обслуживание автомобилей различных
групп может производиться на одной поточной линии в различные дни
недели или смены в течение суток.
Выполнение
ТО-1 и ТО-2 допускается организовывать на одних и тех же поточных
линиях с производством работ в разные смены.
2.7.3.
Расчет
количества постов и линий диагностики
На
небольших АТП со списочным составом до 150 технологически совместимых
автомобилей и при смешанном парке Д-1 и Д-2 рекомендуется проводить
на отдельном участке диагностирования или совместно с ТО и ТР переносными
приборами.
Для
средних АТП с числом автомобилей 150…200 и более целесообразно посты
Д-1 и Д-2 иметь раздельными.
Для
крупногабаритного подвижного состава, при реконструкции АТП и ограниченных
производственных площадях, а также при организации ТО-1 на поточных
линиях Д-1 рекомендуется проводить совместно с ТО-1.
Для
крупных АТП с числом автомобилей более 400 и при наличии высокопроизводительных
автоматизированных диагностических средств Д-1 и Д-2 проводятся
на отдельных специализированных участках.
Число
однотипных специализированных постов диагностирования данного вида
определяется по формуле:
(55)
где
- годовой объем работ данного вида диагностирования,
чел.-ч;
Если
диагностирование производиться на потоке, то для определения числа
линий диагностирования данного вида следует рассчитать ритм производства
и такт линии.
Ритм
производства определяется из выражения:
(56)
где
- суточная программа данного вида диагностирования.
Такт
работы линии определяется из выражения:
(57)
где
- скорректированная трудоемкость одного диагностирования
данного вида;
При
диагностировании автомобилей на поточной линии число постов принимается
исходя из перечня снимаемых диагностических параметров, наличия
диагностического оборудования, а также принятой технологии диагностирования.
Если
суммарное количество постов Д-1 и Д-2 равно или меньше 1, эти виды
диагностирования можно производить на одном посту с применением
универсального оборудования и переносных приборов. Если расчетное
количество постов Д-1 меньше 0,5, допускается размещать диагностическое
оборудование на поточной линии ТО-1.
2.7.4.
Расчет
количества постов текущего ремонта
Постовые
работы текущего ремонта выполняются на отдельных универсальных или
специализированных постах. Количество постов ТР по видам работ,
выполняемых на них, рассчитывают по формуле:
(58)
где
- годовой объем работ данного вида, чел.-ч;
- коэффициент, учитывающий долю работ по
ТР, выполняемых в наиболее загруженную смену;
=0,5…0,6.
По
приведенному выражению рассчитывается число постов для выполнения
разборочно-сборочных и регулировочных работ, а также сварочных,
жестяницких, малярных и деревообрабатывающих.
Решение
вопроса о специализации постов для выполнения разборочно-сборочных
и регулировочных работ осуществляется в соответствии с данными Приложения 17. Специализированные посты следует
предусматривать при их расчетном количестве 0,9 и более.
Индивидуальные
специализированные посты для сварочно-жестяницких, деревообрабатывающих
и малярных работ размещаются на соответствующих производственных
участках.
Производство
малярных работ в зависимости от типа подвижного состава и расчетного
количества постов может предусматриваться и на поточных линиях.
При этом минимальное количество постов на линии, включая пост сушки
после окраски, должно быть не менее двух.
2.7.5.
Расчет
числа мест ожидания перед ТО и ТР
Число
мест ожидания подвижного состава перед ТО и ТР принимается равным:
для поточных линий ТО и диагностирования – одно для каждой поточной
линии; для индивидуальных постов ТО, диагностирования и ТР – 20
% от числа рабочих постов. При наличии в АТП закрытой стоянки подвижного
состава, а также для районов умеренно теплого климата мест ожидания
в помещении постов ТО и ТР предусматривать не следует.
Назад | Дальше
|