Система
управления двигателем Мотроник
Общие
сведения
Мотроник — название системы управления двигателем, объединяющей
функции разомкнутого и замкнутого контуров управления бензиновым двигателем в
одном электронном блоке управления. Первая система Мотроник была запущена в
серию фирмой Бош в 1979 г. Она в основном выполняла функции электронного
впрыскивания топлива и электронного зажигания. С развитием микроэлектроники
эффективность системы Мотроник все больше возрастала. Шаг за шагом объем
функций адаптировался к актуальным требованиям развития двигателей и за счет этого
повышалась сложность системы Мотроник.
Основу первых систем
Мотроник составляли электронные системы многоточечного впрыска L-Джетроник с
дискретным впрыскиванием топлива, а также электронная система зажигания с программным
управлением, с распределителем высокого напряжения с вращающимся ротором (ROV). Позднее
все еще необходимый для ROV механический распределитель зажигания был заменен электронным
зажиганием с так называемым неподвижным распределением зажигания (RUV).
Вначале система Мотроник,
из-за высокой стоимости, использовалась только в автомобилях высшего класса. Но
в связи с требованиями норм по снижению токсичности отработавших газов эта
система получила большое распространение.
В системе используются
сенсорные датчики и датчики заданных значений Посредством этих датчиков в
системе Мотроник осуществляется сбор рабочих данных для разомкнутого и
замкнутого контуров управления двигателем (рис. 135). Датчики заданных значений
(например, выключатели) регистрируют выбранные водителем командные сигналы,
например:
·
положение ключа зажигания в замке
зажигания (клемма 15);
·
положение выключателя системы
кондиционирования воздуха;
·
положение выключателя рычага
регулировки скорости движения.
Сенсорные датчики
определяют физические и химические параметры и на их базе делают вывод о текущем
режиме работы двигателя. Примерами таких параметров являются:
·
температура двигателя;
·
масса всасываемого воздуха;
·
давление во впускном трубопроводе;
·
угол поворота дроссельной заслонки;
·
коэффициент избытка воздуха a;
·
частота вращения коленчатого вала;
·
положение распределительного вала;
·
скорость движения автомобиля.
Рисунок
135 – Компоненты электронного управления работой двигателя в системе Мотроник
Различные датчики выдают
сигналы в цифровой, импульсной или аналоговой формах.
Входные сигналы в блоке
управления или все чаще в самих датчиках обеспечивают адаптацию сигналов для их
последующей обработки. Эти схемы служат для трансформации напряжений в такие
сигналы, которые могут быть аналитически обработаны в микропроцессоре блока
управления.
Цифровые входные сигналы
непосредственно поступают в микроконтроллер и хранятся в его памяти в цифровой
форме. Аналоговые сигналы преобразуются аналого-цифровым преобразователем в цифровые
данные.
По входным сигналам, поступающим на блок управления
двигателем, и показаниям мониторов (определяют командные сигналы от водителя и
вспомогательных устройств) идентифицируется текущий режим работы двигателя и на
основе этого осуществляется процесс расчета управляющих сигналов (в блоке управления)
для исполнительных устройств системы.
Задачи блока управления
двигателем структурированы на несколько функций. Соответствующие алгоритмы
заложены в виде программы в память блока управления.
Система Мотроник выполняет
две основные функции. Во-первых, это дозирование точного количества топлива в
соответствии с поступившей массой воздуха и, во-вторых, создание искрового
разряда в самый оптимальный момент зажигания. С интеграцией этих функций в одну
систему появилась возможность максимально адаптировать относительно друг друга
зажигание и впрыскивание топлива.
Постоянно растущая
расчетная мощность имеющихся микроконтроллеров позволяет включать в процессы
разомкнутого и замкнутого контуров Мотроник все больше дополнительных
функций. Кроме того, ужесточающиеся нормы в отношении токсичности отработавших
газов требуют введения функций, улучшающих очистку отработавших газов от
токсичных компонентов. Функциями, которые потенциально могут обеспечить эти
требования, являются:
·
регулировка частоты вращения
коленчатого вала на холостом ходу;
·
замкнутый контур управления
концентрацией кислорода в отработавших газах (лямбда-регулировка);
·
управление системой контроля за
эмиссией паров топлива (вентиляция топливного бака);
·
управление детонацией;
·
рециркуляция отработавших газов с целью
снижения эмиссии NОХ;
·
управление системой впуска
дополнительных порций воздуха для ускорения срабатывания каталитического
нейтрализатора.
В соответствии с
повышенными требованиями к работе трансмиссии система может дополнительно
выполнять следующие функции:
·
управление работой турбонагнетателя
(замкнутый контур);
·
управление изменением геометрии
впускного трубопровода для увеличения мощности и крутящего момента двигателя;
·
управление распределительным валом,
позволяющее изменять фазы газораспределения для снижения токсичности отработавших
газов с одновременным улучшением топливной экономичности и увеличением мощности
двигателя;
·
ограничение частоты вращения
коленчатого вала и скорости для защиты двигателя и автомобиля.
При проектировании
автомобилей все большее значение приобретает создание комфорта и удобств для
водителя, что также влияет на характеристики управления двигателем. Примерами типичных
функций по обеспечению комфорта и удобств для водителя являются:
·
регулировка скорости движения (так
называемый круиз-контроль или Tempomat);
·
автоматический контроль за движением
или адаптивный круиз-контроль (АСС);
·
адаптация крутящего момента при
переходе на высшие передачи в автоматических трансмиссиях;
·
демпфирование ударных нагрузок (в
соответствии с требованиями водителя).
Посредством каналов связи,
например, бортового контроллера связи (САN), система Мотроник может
обеспечивать связь между блоком управления этой системы и другими электронными
системами автомобиля. На рис. 136 показаны некоторые примеры такой связи. Блоки
управления могут интегрировать у себя данные от других систем в виде
вспомогательных входных сигналов для использования в создании своих алгоритмов
контуров управления с обратной и без обратной связи. Например, для получения
более плавного переключения передач система Мотроник уменьшает крутящий момент
в ответ на получение сигнала об изменении передаточного числа в трансмиссии.
Рисунок
136 – Компоненты передачи данных в систему Мотроник:
1 – блок
управления двигателем; 2 – блок управления динамикой автомобиля ESP (системы ABS и ASR); 3 – блок управления трансмиссией; 4 –
блок управления системой кондиционирования воздуха (климат-контроль); 5 -
приборный модуль с бортовым компьютером; 6 – блок управления иммобилайзером; 7
– стартер; 8 – генератор; 9 - компрессор системы кондиционирования воздуха
Система Мотроник
вследствие повышающихся требований к системам автомобиля постоянно совершенствуется.
В настоящее время существуют следующие варианты системы Мотроник:
·
М-Мотроник с описанными ранее основными
и дополнительными функциями;
·
МЕ-Мотроник — на базе М-Мотроник с
дополнительно интегрированной в нее системой EGAS
(электронно-управляемая педаль газа);
·
МED-Мотроник - дальнейшее
развитие системы МЕ-Мотроник за счет введения контура управления
непосредственным впрыскиванием топлива (с обратной связью).
Существуют также системы
Мотроник с интегрированным управлением трансмиссией (например, МЕG-Мотроник). Но
они не очень распространены из-за высоких требований к их аппаратной части.
|