Уплотнение газового стыка между
головкой цилиндра и гильзой в целях предупреждения прорыва газов и просачивания
охлаждающей жидкости осуществляется прокладкой.
Прокладки изготовляют сталеасбестовыми, медно
- (стале) асбестовыми и металлическими, которые ставят сразу под всю головку.
При затяжке шпилек крепления головки прокладку зажимают между верхней опорной
плоскостью блока и привалочной плоскостью его головки.
Сталеасбестовые прокладки применяют
в подавляющем большинстве двигателей автомобилей (рис. 1).
Рисунок 1
Их основу составляет огнестойкий
волокнистый минерал - асбест, приготовленный в виде тонкого листа (листовой
асбест). Для придания прокладкам необходимой прочности их армируют тонким
перфорированным стальным листом или сеткой из стальной проволоки. В последнем
случае получают асбостальное полотно, из которого и вырубают прокладки
головки блока. Прокладки делают с такими же внутренними и наружными контурами,
какие имеются у привалочной плоскости блока цилиндров со сложным рисунком отверстий
под камеры сгорания, шпильки крепления, соединительные каналы рубашки
охлаждения и т. д. Толщина прокладок в рабочем (сжатом) положении составляет примерно
1,5 мм.
По контуру камер сгорания и в местах
с тонкими перемычками между цилиндрами сталеасбестовые и другие армированные
прокладки окантовывают тонким сравнительно мягким стальным листом (рис. 2).
Рисунок 2
Такая окантовка улучшает
механические свойства прокладок и, главное, позволяет повышать местную
плотность стыка вокруг камеры сгорания, что необходимо для надежного уплотнения
цилиндров. Чтобы предохранить прокладку от прогорания, ее окантованную кромку
отводят от контура внутренних стенок камеры сгорания примерно на 1…2 мм.
Для уменьшения прилипания прокладок
к привалочным плоскостям головки или цилиндров и последующего разрыва их при разборке
двигателя поверхности прокладок обильно покрывают графитом.
В американской практике применяют
медно - (стале) асбестовые прокладки.
Металлические прокладки (рис.3) под
головку блока изготовляют из листовых металлов - алюминия, меди или мягкой
стали.
Рисунок 3
Их вырубают из целого листа под всю
головку ряда (блока цилиндров) так, чтобы перекрывался опорный фланец гильзы,
который, в случаях использования мокрых гильз, обычно на 0,1…0,2 мм возвышается
над привалочной плоскостью блока цилиндров. Опорный фланец мокрой гильзы
в зоне соприкосновения с прокладкой имеет здесь ряд кольцевых уплотнительных
канавок, а по внутренней кромке - буртик, предохраняющий алюминиевую прокладку
от непосредственного действия открытого пламени. Такой способ защиты применяют
и для прокладок других типов.
Стальные прокладки (рис.4) под
головку блока представляют собой набор нескольких, определенным образом, спакетированных
тонких мягких листов.
Рисунок 4
Медные уплотнительные прокладки,
изготовленные в виде тонких колец, ставят под чугунные головки цилиндров
двигателей воздушного охлаждения. Алюминиевые головки в этих двигателях обычно устанавливают
без прокладок. В современных форсированных дизелях применяют комбинированные
уплотнительные устройства типа КамАЗ (рис. 5).
Рисунок 5
1 – уплотнительное кольцо; 2 – гильза
цилиндра; 3 – стальная прокладка головки цилиндров; 4 – стальное опорное
кольцо; 5 – головка цилиндра; 6 – резиновая прокладка; 7 – блок цилиндров
Соединение алюминиевой головки 5 с
блоком цилиндров 7 уплотнено двумя прокладками 3 и 6. На нижней
плоскости головки проточена канавка, в которую запрессовано стальное
опорное кольцо 4. При установке головки на блок цилиндров опорное
кольцо деформирует стальную прокладку 3, и создается надежный газовый
стык. Отверстия для прохода охлаждающей жидкости и масла из блока
цилиндров в головку, а также по контуру уплотнены специальной резиновой
прокладкой 6.
|