Кривошипно-шатунный механизм преобразует возвратно-поступательное
движение поршней, воспринимающих давление газов, во вращательное
движение коленчатого вала.
Детали, составляющие кривошипно-шатунный механизм можно разделить
на две группы: подвижные и неподвижные.
К подвижным относятся: поршень с кольцами и пальцем,
шатун с подшипниками и коленчатый вал с маховиком.
К неподвижным – блок цилиндров, картер коленчатого вала
(в автомобильных двигателях блок-картер), крышка блок-картера (головка
цилиндров), прокладка головки, картер распределительных зубчатых
колес, картер маховика. В обе группы входят фиксирующие и крепежные
детали.
В процессе работы детали кривошипно-шатунного механизма нагружены
силами давления газов, силами инерции движущихся частей и моментами
этих сил. На рис.1 представлены силы, действующие на детали кривошипно-шатунного
механизма.
Рисунок 1 – Схема сил,
действующих в одноцилиндровом двигателе
РГ
– сила давления газов;
РИ
– сила инерции;
Р1
– суммарная сила;
К
– сила, действующая на шатун;
N –
нормальная сила;
T – тангенциальная сила;
Z – радиальная сила;
CП – сила действия противовесов;
α
– угол поворота кривошипа;
R –
радиус кривошипа;
L
–
плечо нормальной силы.
Силы и моменты переменны по величине и направлению. Силы давления
газов РГ
и силы инерции РИ
приложены к поршню и действуют вдоль его оси. Сложив эти силы, получим
суммарную силу Р1
и, перенеся ее на поршневой палец, разложим на две составляющие:
силу К
и N.
Сила К
сжимает или растягивает шатун (в зависимости от знака), а сила N прижимает поршень к стенке цилиндра
и вызывает износ его поверхности. Она изменяет направление и величину,
прижимая поршень то к одной, то к другой стороне цилиндра, осуществляя
перекладку поршня в ВМТ и НМТ. Кроме того, сила N,
действуя на плече L,
создает опрокидывающий момент, равный крутящему моменту и воспринимаемый
опорами двигателя.
Сила К,
перенесенная на кривошип, раскладывается на две составляющие: тангенциальную
Т,
касательную к окружности радиуса кривошипа R, и радиальную Z, направленную по радиусу кривошипа.
Сила Т,
приложенная на радиусе R,
образует крутящий момент двигателя:
Суммарное действие сил, приложенных к оси кривошипа, нагружает
коренные подшипники.
|